Музыку пишем ... цифрой. История изобретения.


 

Музыку пишем ... цифрой.
История развития и способы аудио звукозаписи.

   Недавно в моем компьютере появился второй дисковод CD-ROM. Но диски я считываю по-прежнему на старом. Потому что новый предназначен для другого.

   Исследователи рынка аудиотехники давно подметили, что аппаратура, основанная на новых технологиях, становится массовой, когда в продаже появляются модели дешевле $400. Так случилось с видеомагнитофонами формата VHS, с проигрывателями компакт- дисков, с портативными бытовыми видеокамерами и минидисковыми плейерами. Именно это происходит на наших глазах с аппаратами для записи компакт-дисков - CD-R, поскольку стоимость компьютерных CD-R-дисководов уже преодолела магический 400-долларовый рубеж. Именно о возможностях работы с компьютерным дисководом CD-R и пойдет у нас речь в этой статье.

   До сих пор ни одна другая технология не обеспечивала столь высокого качества цифровой записи с приемлимыми для многих затратами. Магнитофоны DAT хороши всем, кроме высокой стоимости аппаратуры и пленки и малого срока службы носителя. Минидиску свойственны некоторые потери при передаче звуковой информации (неизбежные в ходе преобразовании по психоакустической модели), а главное - он может проигрываться лишь на соответствующей аппаратуре, которая у нас пока еще не так уж широко распространена. Иное дело - диск CD-R: с цифровой точки зрения, копия на нем является практически полным двойником оригинала и может воспроизводиться едва ли не на любом CD-проигрывателе (за исключением только совсем старых моделей), он достаточно долговечен (некоторые производители заявляют о 70-летнем сроке "жизни на полке"). И, что особенно важно, он обладает полной совместимостью со стандартом Audio CD: любители музыки до сих пор так и не отошли от стресса, вызванного сменой звуконосителя, поэтому любые новые форматы записи будут встречать у них подсознательное отторжение. И правильно.

   НЕМНОГО ИСТОРИИ, НЕМНОГО ТЕОРИИ

   По меркам современных скоростей технического прогресса, компакт- диск был изобретен очень давно. В 1982 году Philips и Sony договорились о едином стандарте Compact Disk Digital Audio (CD-DA), получившем название "Красная книга" (по цвету обложки фолианта,описывавшего стандарт). Другое событие, случившееся двумя годами позже - Philips и Sony создали свою "Желтую книгу", рассказывающую об использованииставшей уже популярной оптической технологии для записи и хранения компьютерных данных - родился CD-ROM. А в 1990-м произошло то самое событие,что сделало спустя восемь лет возможным написание этой статьи, - была издана "Оранжевая книга", определившая бытие технологии CD-R (то есть диск однократной записи).

   С чего начать?

   Само собой разумеется, с приобретения дисковода CD-R. Предполагается, что компьютер уже есть. Процесс "выжигания" дисков требует серьезных системных ресурсов, поэтому ПК должен быть достаточно мощным. Минимум - Pentium 133. Pentium 200 MMX - в самый раз. Особые требования, предъявляемые к емкости и скоростным параметрам жесткого диска, следующие. Желательно, чтобы он имел небольшое время доступа, а также индекс AV - диски с ним позволяют передавать непрерывные потоки данных, поскольку винчестер не прерывает работу для тепловой рекалибрации. И объем необходим такой, чтобы нашлось не менее 800 Мб свободного пространства для размещения записываемых данных, лучше - больше.

   Какие бывают дисководы?

   По способу подключения дисководы делятся на три группы: с интерфейсом SCSI, с интерфейсом IDE и подсоединяемые к принтерному порту (внешние). Первые - наиболее распространенные, отдавать им предпочтение следует в том случае, если в компьютере уже установлен SCSI-винчестер. Недостаток - возможные трудности в конфигурировании SCSI-адаптеров. Дисководы с интерфейсом IDE появились относительно недавно, они подходят к большинству домашних компьютеров, в которых нет контроллера SCSI. Главное достоинство - простота коммутации: привинтил, подсоединил кабель и шину питания, перезагрузился, и все - работает. Третьи, подключаемые к принтерному порту, удобны тем, что их можно переносить и связывать практически с любым компьютером - они особенно хороши для философов, следующих девизу "Все свое ношу с собой".

   CD-R без соответствующего программного обеспечения - бесполезная железяка. Обычно дисководы комплектуются каким-то софтом. Если, конечно, это не OEM- версия, весь "арсенал" которой обычно ограничивается пластиковым мешком. Важное замечание: дисковод конкретной марки образует с программным обеспечением уникальное сочетание. Одна и та же программа может по-разному работать с разными устройствами - даже теми, что входят в число официально поддерживаемых. Поэтому, видимо, каждому неофиту CD-R придется перепробовать несколько пакетов разных разработчиков, пока найдется наиболее подходящий. К счастью, многие фирмы предлагают пользователям работающие демонстрационные версии своих программ.

   Существует три вида болванок для записи CD, различающихся материалом и цветом полимерного слоя (который меняет свои свойства под воздействием безжалостного лазерного луча) и материалом отражающего "зеркала". Имеются диски gold-gold (золото-золото) - со всех сторон они радуют глаз блеском настоящего 24-каратного металла, за который гибнут люди, и рабочим слоем из фталоцианина. Чаще встречаются болванки green- gold - с рабочей поверхностью зеленого цвета из цианина и отражающим слоем также из золота. В последнее время все большей любовью у народа пользуются диски blue- silver с записываемой поверхностью синего цвета и "зеркалом" из сплава на основе серебра. Говорят, что последние больше всего подходят для аудиозаписей. Существует мнение, что лучше всего использовать болванки того же производителя, чей дисковод. Подход разумный, однако экономические соображения вносят свои поправки. К примеру, болванки Philips дешевле $2,5 мне в Киеве найти не удалось, а вот отличные диски TDK Reflex можно запросто добыть и по $1,6. Есть ведь разница?

   Пишем...

   Итак, дисковод куплен и подключен, программы установлены, ящики с болванками громоздятся до потолка - можно начинать работу.

   Задача I: тупо копируем
Некоторые аудиофилы переписывают на CD-R драгоценные диски из своей коллекции, чтобы слушать копию и уберегать от повреждения оригинал. В качестве источника можно использовать обычный CD-ROM, который уже стоял в вашем компьютере, когда вы купили себе CD-R. В поставку любого CD-R обязательно входит соответствующая программа, а дальше просто включил и поехал.

   Задача II: придирчиво выбираем
В коллекции любого меломана хватает дисков, на которых нравится пара вещей и не более - ставить их каждый раз на проигрыватель бывает иногда просто лень. Так и пылятся они без дела, лишь занимая место на полке. Надо делать сборники - занятие хоть и хлопотное, но благодарное. Эта задача по плечу всем программам. Сначала требуемые композиции переписываются на винчестер в wave-формате - это умеет любой программный пакет, позволяющий записывать аудиодиски. Затем из них создается аудиопроект, и в желаемом порядке они выжигаются на CD-R. Проблем быть не должно - читайте инструкцию к программе и делайте, что там сказано. Все предельно просто, если не браться за улучшение звучания.
С помощью редактора wav-файлов можно запросто изменить уровень записи, склеить две вещи в одну, вырезать куски композиций, которые кажутся неуместными, "закруглить" затянувшееся соло, смикшировать надоевшую песенку и т.д. и т.п. Возможности просто фантастические - знали бы авторы произведений, что вы будете с ними вытворять у себя в компьютере. Одним из лучших редакторов считается Sound Forge фирмы Sonic Foundry - о его способностях можно написать отдельную статью. Но мы этого делать не будем - отметим лишь умение этого редактора работать с файлами большого размера - при необходимости с его помощью можно склеить в один файл (размером мегов под 700) все дорожки с целого диска, и не только склеить, но еще и "ворочать" этого монстра.

   Что может быть интереснее? Пожалуй только запись на компакт собственных гениальных сочинений! С помощью дисковода CD-R легко не только сделать требуемое количество копий для подарков друзьям, знакомым и любимым девушкам, но и подготовить мастер-диск для настоящего фабричного тиражирования, чтобы раздавать потом прохожим на улицах и разбрасывать с дирижаблей и самолетов - сеять разумное, доброе, вечное...
Для записи потребуется перевести свои бессмертные творения в файлы уже упоминавшегося формата wav, Если вы уже давно сочиняете музыку и пишете ее в домашней компьютерной студии, вам не надо рассказывать, как это делается. Процесс записи готовых wav-файлов на CD-R ничем не отличается от записи таких же файлов, скопированных с чужих дисков, и подробно описывается в руководствах ко всем программам. Естественно, переписываются не сами файлы, а содержащаяся в них цифровая информация - программа удаляет свойственный wav-файлу заголовок, преобразует его в формат raw и уже после этого "кладет" на диск. Вот так можно самому записывать на CD-диски музыку.




Мои кнопки:
TopList
Hosted by uCoz