. . . Звукозапись. История развития. Советы. Программы.

В начало || Назад || Ещё... ||



 

Бизнес на червячках

Говорящий целлофан

   Насколько триумфальным было шествие грампластинок, настолько неудачно складывалась судьба магнитной записи. Выпуск первых ленточных магнитофонов наладила немецкая компания AEG в 1935 году, но они заинтересовали только доктора Геббельса и гестапо. С 1937 года берлинское радио и тайные службы переоснащается магнитофонами: весь мир получает возможность слушать фюрера, а немецкие разведчики - весь мир. Производство сначала бумажной, а потом ацетилцеллюлозной магнитной пленки буквально озолотило баденскую фабрику по производству анилина и соды, сейчас более известную своей аббревиатурой BASF. В России аналогичные работы были засекречены и под кодовыми названиями "Говорящая бумага" и "Говорящий целлофан" велись во Всесоюзном научно-исследовательском институте звукозаписи (ВНАИЗ).

   На потребительский рынок магнитная запись прорывалась с трудом. На Западе ей противостояли звукозаписывающие гиганты. Первые катушечники стали для них прямо-таки бельмом на глазу: возможность записи и копирования лишала аудиомагнатов контроля над рынком. Прорыв наметился только с появлением знаменитой магнитной головки фирмы Akai из монокристаллов феррита со стеклянным покрытием. Качество записи японского катушечника превзошло виниловые пластинки, в которых шеллак стали заменять полихлорвиниловыми смолами. Громадный бобинный вертикальный магнитофон стал центром современного интерьера. Изящные радиолы уступили место стойкам с блочной аппаратурой, поблескивающей индикаторами и хромированными ручками. Но аудиомагнаты продолжали свою борьбу за место под солнцем, и в 1964 году чуть ли не как открытие века миру была представлена разработанная компанией Philips система Compact Cassette. Кассеты по качеству сильно уступали виниловым вертушкам и пришлись ко двору аудиогигантам: они получили возможность заново продать имеющиеся музыкальные архивы на другом носителе. Рынок разделился на мобильное аудио и стационарный Hi-Fi.

   В СССР отношение к магнитофонам поначалу было тоже негативным, но не по финансовым, а по сугубо политическим причинам: компетентные органы не без основания полагали, что население начнет записывать не только Людмилу Зыкину. Ситуацию переломил Хрущев. Будучи первым секретарем компартии Украины, он решил, что каждая бригада сельских тружеников должна иметь магнитофон для воспроизведения лекций на агротехническую тематику и патриотической музыки, поднимающей настроение во время полевых работ. На оборонном предприятии Киева было налажено серийное производство первых отечественных магнитофонов "Днепр".

Последний носитель

   Время шло. Качество звучания кассетников стремительно приближалось к грампластинкам. В 1982 году Sony и Philips разрабатывают цифровой компакт-диск CD, ставший последним массовым звуковым носителем. Сама по себе цифровая запись практически не содержит шумов, а частотный диапазон полностью перекрывает возможности нормального человеческого уха (не будем брать в расчет уши настоящих аудиофилов, которые даже в звучании CD умудряются находить недостатки). Вот и выходит, что CD является чуть ли не идеальным носителем, а лучше идеала придумать ничего нельзя.

   Разрабатывались СD с непомерной заботой о человеке. Например, диаметр диска в 12 см был определен из требования, что он должен помещаться в кармане. Как назло, главный разработчик ходил в рубашке с очень большими карманами, и поэтому сейчас большинство слушателей носит диски в сумке. Размер же центральной дырочки на CD объясняется просто - он совпадает с 10-центовой голландской монеткой, которая и была в кармане инженера из Philips на момент выработки стандартов.

   Диаметр CD определил время звучания - 74 минуты. Это внесло очередную путаницу в ряды музыкантов. Если время звучания виниловых дисков около 60 минут (что определялось временем большинства симфонических произведений), то при переиздании диска на CD начали вводится всякие бонусные треки для заполнения пустующего пространства (не исключено, что увеличение дисков было пролоббировано звукозаписывающими компаниями: бонусные треки заставляли меломанов заново покупать любимые записи). Опять же новые альбомы на CD перестали вмещаться на винил, делая выпуск новых пластинок совсем уж бессмысленным.

   Невозможность домашнего копирования компакт-диска в 80-х годах привело к тому, что этот стандарт был принят звукозаписывающими компаниями "на ура", и в 1987 году рынок завалили миллионами дисков более 6 тысяч наименований.

   Ни один другой цифровой стандарт больше не получил одобрения гигантов: ни разработанный Philips формат DCC (Digital Compact Cassette), ни конкурирующий с ним DAT от Sony. Магнитофоны этих систем продавались в Москве в середине 90-х и потихоньку исчезли с рынка, сохранив за собой только профессиональную нишу - их до сих пор охотно используют в студиях звукозаписи и в радиовещании. DCC- и DAT-кассетам не могли простить возможность многократно перезаписывать идеальный звук без искажений. Так СD продолжал свое триумфальное шествие, пока его не настиг смертельный вирус. Вирус породили люди, к музыке, казалось бы, абсолютно индифферентные, а именно компьютерщики.

Жизнь после диска

   Оцифровав музыку, звукозаписывающие компании подписали себе смертный приговор. Цифровые данные по определению копируются абсолютно идентично - на этом принципе построены все вычислительные системы. Сбой всего в одном бите может привести к "зависанию" программы. И если аудиомагнаты еще как-то могут контролировать производителей бытовой музыкальной электроники, то отменить базовый принцип вычислительной техники им не под силу. Музыкальные диски уже лет восемь без проблем копируются компьютерными пишущими CD-приводами. Но это временное решение. Основная угроза таится в Интернете.

    Несколько лет назад на рынке появились миниатюрные аудиоустройства (MP3-плееры), запись в которых осуществляется на микросхемы полупроводниковой памяти. Не имея движущихся частей, нечувствительные к ударам, они быстро завоевали популярность у молодежи. Единственный недостаток этих приборов - высокая стоимость полупроводниковой памяти, цена на которую, правда, резко снижается (примерно в 4 раза в год). Дороговизна памяти привела к тому, что пока эти устройства проигрывают цифровую музыку в сильно сжатом (в 5-10 раз) состоянии, что ведет к некоторой потере качества. Но года через два-три неизбежный прогресс в полупроводниковой промышленности приведет к тому, что музыка окончательно отделится от носителя. Нужные мелодии можно будет просто переписывать из полупроводниковых плееров друзей, из эфира радиостанций, получать по мобильному телефону и, как сейчас, скачивать из Интернета. Причем качество будет не хуже, чем на CD. А может быть, даже еще "идеальней".

   В итоге музыка лишится своего бренного физического обличия и станет тем, чем была изначально - акустическими и электрическими колебаниями. А на стену гостиной станут вешать граммофонные пластинки, зажатые между стеклами. Ибо в отличие от бездушных цифровых дисков они хранят живые голоса Карузо и Шаляпина. И смолу лаковых червячков.

© Александр Грек

В начало || Назад || Ещё... ||

 

                                 



 Мои кнопки:
Начало сайта Обратная связь       
TopList
Hosted by uCoz